Министерство
Приветствую Вас Гость | RSS

Пятница, 09.12.2016, 16:30

Меню сайта
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2013 » Июнь » 15 » Министерство
    09:48
     

    Министерство


    Журнал "Омск театральный", октябрь 2008

    :: Содержание






    «Лобня, ты – судьба», или Снова о «Шуточках».



    От редакции «Омска театрального» – самые искренние поздравления Омскому Северному, для которого 2008-й просто «урожайный» год: Гран-при на ежегодном Омском мартовском фестивале-конкурсе «Лучшая театральная работа» за «Весенние побеги» (подробнее об этом спектакле – в прошлом номере «ОТ»). С этим же спектаклем театр прошёл сложный и весьма жёсткий «предварительный отбор» и стал (так же как и «Пятый театр» со спектаклем «От красной крысы до зелёной звезды») участником фестиваля «Сибирский транзит» (Барнаул). А между двумя этим вехами в творческой судьбе молодого театра – ещё одна более чем громкая победа (даже так: «двойная» победа): в мае нынешнего года в городе Лобня, на XIII Международном театральном фестивале «Русская классика» Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова за спектакль «Шуточки» по рассказам А.П. Чехова получил (завоевал!) Гран-при и «Приз зрительских симпатий»! И как тут было не попросить «разразиться монологом» постановщика «Шуточек», главного режиссёра Северного театра Константина Рехтина, пусть даже у него почти все авторучки – «не пишущие» (см. ниже)!..

    В театре сейчас – волнение и даже некоторый ажиотаж: собираемся на «Сибирский транзит» (кстати, этот материал К. Рехтин передал в редакцию днём 23-го сентября, и в этот же день вместе с актёрами он ехал в поезде в Барнаул на фестиваль «Сибирский транзит». – Ред.) А перед появлением первых строк этих заметок – совпадение почти мистическое. По просьбе редакции «Омска театрального» взялся писать про Лобню, а все ручки, как назло, не пишут. Вспомнил: в рабочем портфеле есть какая-то. Достал. И глазам не поверил: на ручке – фестивальный логотип: «Русская классика. Лобня-2008». Видно, и впрямь Лобня – это судьба…

    …А перед нашим спектаклем зрители шептались: «Почему задерживают спектакль?..», «Что это за театр такой?..», «Говорят, совсем молодые. Что они могут показать?..»

    Актёры были в поту: только что, пятнадцать минут назад, закончилась репетиция. Начало спектакля задержали на сорок пять минут… На фестивалях-конкурсах, если ты не титулованный гость, – как правило, жди неожиданных сюрпризов. Так и на этот раз: театр, выступавший перед нами, должен был начать свой спектакль в полдень, но, как выяснилось за день до нашего выступления, начало его показа было перенесено на 14.00. А это означало, что для наших «Шуточек», которые должны были начаться в семь часов вечера, не было достаточно времени для установки декорации и света, и фатально не хватало времени для полноценной репетиции.

    Это был уже четвёртый день фестиваля. До нас «показались» шесть театров (в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга). По окончании спектаклей столичные критики проводили обсуждения, причём – по самому что ни на есть гамбургскому счёту. Признаюсь, что после разбора «Пира во время чумы» Московского областного ТЮЗа я был элементарно напуган, и даже предложил нашему директору Т.А. Макаренко отказаться от обсуждений (так, кстати, поступали некоторые театры, щадя самолюбие своих артистов): уж больно строгим показался мне разбор спектаклей. Директор предложила «сориентироваться по обстановке»…

    …Обстановка прояснилась в конце первого акта нашего спектакля: зрители громкими аплодисментами принимали окончание каждого рассказа, реагировали на любой нюанс, срепетированный или возникающий на сцене импровизационно. Наши актёры удивительно точно взяли нужный тон игры в небольшом камерном зальчике, где зрители сидят буквально в метре от крошечной сцены. Глядя, как легко и с азартом работает Вася Кулыгин в «Рыбьей любви», как импровизируют, что называется, «купаясь» в «Злом мальчике» Саша Горбунов, Ира Маринина, Ян Новиков, как удивительно органичны и выразительны в своих эпизодах Олег Шатов, Оля Пасиченко, Влад Хрусталёв, обаятельны и женственны Аня Липская, Оля Которева и Наташа Климова, как виртуозен в своих пассажах Слава Щенин, как смел, ироничен и непредсказуем наш новый исполнитель роли Автора Лёша Лялин, – я вспомнил, как драматично (именно так!) начинался репетиционный процесс подготовки к фестивалю…

    Сейчас об этом можно рассказывать уже спокойно. Поскольку состав исполнителей «Шуточек» сильно обновился, а многие из «старичков» перешли на роли в другие рассказы, было очевидно, что спектаклю требуется дать свежее дыхание. И я сказал актёрам, что будет новая редакция постановки: хотелось добавить жизни вокруг «дачного театра» (рассказы разыгрываются в «дачном театре»). Конечно, всё это нужно было придумать и разыграть, затратив определённые усилия. До отъезда на фестиваль оставалось четыре недели, позади были изнурительные репетиции над сложным спектаклем «Весенние побеги», и ребятам явно не хотелось ничего заново «рожать». Да и понятно – это был большой риск. «Шуточки» давно уже хорошо приняты публикой, участвовали в трёх фестивалях и на одном из них даже получили Гран-при, и вот… В общем, в начале работы был острый спор о нужности новой редакции спектакля. И всем нам было очень нелегко втянуться в репетиционный процесс. Но Чехов есть Чехов! И, начав работу над великолепными текстами, уже нельзя было работать спустя рукава. И все артисты это поняли!..

    И вот результат: долгие нескончаемые овации, восторженные отзывы. Забегая вперёд, скажу, что мы на всё время фестиваля оказались в «зоне повышенного внимания» со стороны и зрителей, и участников фестиваля, и театральных критиков. А для иностранных трупп, участвующих в конкурсных показах, наше выступление (а тем более победа на фестивале) стало просто шоком (как так? Лучший – театр из Сибири, из маленького городка!..) И вообще удивление, поверьте, было главным чувством по отношению к нам. У всех и, в первую очередь, у критиков. Удивление вызывало и здание, которое нам построили благодаря губернатору Леониду Константиновичу Полежаеву (все сразу кинулись в Интернет, чтобы увидеть, в каких условиях мы работаем), и то, какой уровень мы показали, живя и работая, по понятиям многих, в «глухой тайге».

    «Вы до сих пор не были за границей?!» – с этих слов начала обсуждение нашего спектакля председатель жюри, заведующая кабинетом критики Союза театральных деятелей РФ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России Элеонора Германовна Макарова. И тут же, после нашего молчания, резюмировала: «Будете!..»

    В жюри фестиваля, как я узнал, входят, как правило, одни и те же критики, которые создавали этот фестиваль и которые пестуют его и поныне, внимательно наблюдая, как развивается театр в направлении освоения русской классики. Они, как вы уже поняли, «беспощадно» и бескомпромиссно выносят свои «вердикты в пользу искусства». Их обсуждения по накалу конфликта напоминали настоящие спектакли. Наша постановка была, пожалуй, единственной, вызвавшей только положительные отклики (впрочем, простите за нескромность – не просто положительные, а восхищённые и благодарные). В этом году в обсуждениях принимала участие Майя Яковлевна Романова, театральный критик, обозреватель Радио России, видевшая наш театр и ранее (в частности, на омском фестивале «Молодые театры России») и воспринявшая нас уже как «своих»; ещё до встречи с актёрами (а я приехал на фестиваль за три дня до приезда труппы) с интересом расспрашивала о Василии Кулыгине, Саше Горбунове, Вячеславе Щенине... Майя Яковлевна после просмотра нашего спектакля констатировала «очень большой рост театра», говорила о том, что «многих актёров просто не узнала, так они творчески выросли».

    Дорогого стоят слова Натальи Давидовны Старосельской, театрального критика, шеф-редактора журнала «Страстной бульвар, 10», главного редактора журнала «Иные берега»: «Поверьте, нам приходится видеть много спектаклей, и очень много отсмотрели мы их за последнее время. Ваш спектакль – настоящий праздник для нас, к сожалению, очень редко случающийся! То, что вы делаете, – на головы выше того, что делается на многих столичных сценах. Случившееся сегодня событие оправдывает наши труды. В такие минуты понимаешь, что делаешь свою работу не напрасно!..»

    Театральный критик, журналист «Литературной газеты» Анна Адольфовна Кузнецова очень захотела к нам приехать: «Интуиция подсказывает мне, что ваш спектакль не единичное, случайное явление, – сказала она, посмотрев только ещё первый акт, – я обязательно должна побывать у вас и увидеть другие спектакли». А своё обсуждение она закончила словами, обращенными к нашим артистам: «Я знаю, что жить в маленьком сибирском городе, вдали от театральных центров, непросто. И чтобы там жить и работать так, как работаете вы, надо иметь что-то большее, чем актерский талант… Хотя, после вашего спектакля у меня полное ощущение, что понятие «провинция» в творческом плане становится всё более и более условным»…

    Только не подумайте, что вот, мол, расхвастался режиссёр… Пишу так подробно о том, «как нас хвалили», по той причине, что актёры Северного театра действительно заслужили этого. И совсем уж не буду распространяться, как «вожделенно» поглядывали в сторону наших артистов некоторые столичные режиссёры… Это была наша абсолютная победа, к которой мы шли долгим и трудным путем, начиная с маленькой тропинки в 2000-м, в Театре «Студия» Любови Ермолаевой, где был впервые показан тогда ещё «учебный» спектакль «Семь рассказов о любви», позже переименованный в «Шуточки» и не получивший в то время, к нашему большому огорчению, «выхода на сцену» (но будем великодушны, не станем ворошить прошлое).

    Конечно же, не менее ценным, чем Гран-при, стал для нас стал «Приз зрительских симпатий» (тем паче, что впервые за 13 лет существования фестиваля мнение жюри фестиваля в этой номинации полностью совпало с мнением зрителей). На церемонии закрытия при вручении дипломов и призов Элеонора Германовна Макарова призналась: «Я очень переживала за этот театр, ведь мы ничего не знали о них и пригласили, что называется, «на страх и риск». Но зато я очень хорошо знала Михаила Александровича Ульянова, который для меня бесконечно дорог; мне кажется, что Омский Северный театр по праву носит его имя!»

    …Когда мне оказали честь оставить свою подпись на фестивальной «гостевой подписной стене», я увидел на ней имена Александра Калягина, Сергея Юрского и многих других видных деятелей российского театра. Всё пространство было плотно заполнено подписями, и только на самом верху оставалось место. Видно, никому и в голову не приходило туда «запрыгнуть». Я раздобыл «в кулуарах» стремянку, забрался на неё и написал: «Лобня, ты – судьба! И это уже не шуточки… Коллектив Омского государственного Северного драматического театра имени М.А.Ульянова. 24 мая 2008 г.».

    Константин РЕХТИН











    Просмотров: 77 | Добавил: mysomence | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0